Трансформация структуры экономики: механизмы и управление

Механизм конструктивного взаимодействия общества, государства и бизнеса Анализ процессов глобализации достаточно четко обозначил тенденцию изменения традиционного распределения ролей в управленческих взаимоотношениях государства и бизнеса. Крупный бизнес из подконтрольного со стороны государства объекта постепенно превращается в субъект, который начинает влиять на межгосударственные отношения, социально-экономические процессы, международную и региональную политику и т. Вполне вероятно, что в не очень далеком будущем крупный бизнес в лице транснациональных и трансрегиональных корпораций может стать доминирующим фактором в развитии как мирового, так и регионального хозяйства, осуществляя при этом латентное управление органами государственной и региональной власти, а также политическими партиями и общественными организациями. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вышеобозначенные тенденции развиваются в условиях пассивного участия в них самого общества, которое фактически является сторонним наблюдателем. Причина кроется в том, что на сегодняшний день гражданское общество, способное четко и недвусмысленно сформулировать приоритеты своих интересов с их постановкой как перед государством, так и перед бизнесом, в России отсутствует. Учитывая всевозрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса подходы к построению работоспособного механизма их взаимодействия необходимо искать на основе создания конгруэнтной системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, реализуя при этом принципы их взаимной социальной ответственности. Решение данной проблемы возможно только на основе фундаментальных принципов системного подхода к управлению сложными социально-экономическими системами. Важной подсистемой общества является государство, как его способ организации, как управляющая подсистема общества. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес же является ячейкой, подсистемой общества, которая осуществляет производство разнообразных товаров, продуктов и услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов.

Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. (Яков Паппэ, 2009)

Свернуть содержание Бизнес-элита - это, определение Бизнес-элита - это группа виднейших представителей бизнеса, которая обладает финансовым могуществом и с его помощью может оказывать существенное влияние на общегосударственные решения. Бизнес-элита не тождественна группе крупных бизнесменов, поскольку главным признаком принадлежности является заинтересованность в политических мировых процессах. Бизнес-элита — это деловые люди, берущие на себя финансовый риск, связанный с введением на рынок новых идей, продукции, услуг, работ.

Усманов Бизнес-элита не тождественна группе крупных бизнесменов, к которым следует отнести крупнейших акционеров а иногда и топ-менеджеров предприятий и банков, занимающих высшие строчки в рейтингах экономических показателей. Есть структуры, владельцы которых предпочитают держаться подальше от политики, хотя объемы их бизнеса могут быть значительными.

Корпорации первого типа могут иметь большое влияние на экономику страны; корпорации второго типа - политические акторы, и их роль в экономике может быть не такой значительной.

Институт социально-экономического развития территорий РАН Выявлены направления развития социального инвестирования для российского бизнеса. Ключевые слова: бизнес-структуры, металлургические предприятия , годы влияние крупных компаний на социально-экономическое развитие.

Природа взаимодействия государства и предпринимательских структур. Необходимость участия бизнеса в развитии общества. Сущность взаимодействия государства и предпринимателей. Устоявшиеся формы партнерства государства и бизнес-структур в экономиках западных стран. Особенности взаимодействия государства и крупного бизнеса в условиях перехода России на инновационный путь развития. Формы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

Цель Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления о теории и практике взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Задачи курса показать основные теоретические подходы к пониманию природы отношений государства и бизнеса; рассмотреть модели взаимодействия бизнеса и государства в США, Западной Европе, транзиторных посткоммунистических государствах и странах третьего мира; выявить специфику и показать эволюцию отношений государства и бизнеса в России с начала х гг.

века — по настоящее время; проанализировать проблемы и перспективы построения цивилизованных отношений государства и бизнеса в современной России.

В качестве групп интересов при формировании экономической Во-первых, все еще очень небольшой радиус доверия в российской экономике. представителей крупных бизнес-структур не просматривается.

Составлено автором на основании расчетов по [11] Наибольший рост ПИИ наблюдается в регионах, где реализуются новые проекты иностранных компаний в обрабатывающей промышленности и в добыче нефти и газа [3]. Москва стала все более привлекательной для иностранных инвесторов: В отношении Москвы срабатывает эффект иерархически-волновой диффузии, когда приходящие в страну новые иностранные инвесторы предпочитают начинать свой бизнес в столичных регионах [5].

Географию ПИИ в г. Ранее иностранный бизнес почти не допускали к добыче газа, теперь это делается в форме совместных предприятий. Заметен интерес инвесторов к Московской, Костромской, Липецкой и Нижегородской областям, расположенным близко к огромному столичному рынку. В отношении республик Северного Кавказа наблюдается тренд, общий с трендом для отечественных компаний крупного бизнеса: Особое место с точки зрения развития иностранного бизнеса занимают два региона, где добыча нефтегазовых ресурсов ведется, в том числе, на основе соглашений о разделе продукции: Сахалинская область и Ямало-Ненецкий АО.

Сахалинские нефтегазовые проекты, которые реализуются с участием иностранных инвесторов не только в рамках СРП , хорошо известны, в Ямало-Ненецком АО на условиях о СРП осваивается Харьягинское нефтяное месторождение, а сам округ входит в число регионов с динамично развивающейся нефтегазодобычей приуроченной к Тимано-Печерской провинции [6]. Кроме того, в нефтегазовом секторе не получила распространения практика регистрации крупнейших компаний в офшорах, в том числе в силу создаваемых федеральными властями для подобной регистрации барьеров из-за особого стратегического значения отрасли для экономики страны.

Бизнес-партнеры

Пояснение основных понятий Было бы логично начать описание и анализ интегрированных бизнес-групп с точного определения этого феномена. К сожалению, такой общепринятый в точных науках способ работы в экономических исследованиях возможен далеко не всегда. Он годится лишь в тех случаях, когда изучаемый объект либо достаточно прост, либо существует длительная традиция его исследования и формализации.

Относительно российских ИБГ, конечно же, нельзя сказать ни того, ни другого. Поэтому задача данного раздела состоит лишь в пояснении основных понятий. Стремиться сейчас к большему было бы преждевременно.

3) любая социально-ответственная бизнес-структура в качестве речь идет о необходимости формирования каких-то консолидированных структур, Зачастую социальное партнерство сводится к решению экономических что в российской практике взаимодействия бизнеса и органов власти третья.

Ночью размеры такого предприятия особенно впечатляют. В ежедневной работе по распределению многих миллионов тонн нефти участвует огромное количество предприятий - от нефтедобычи до транспортировки: Идет разработка основной алюминиевой руды - бокситов. Осуществлять его экономически выгодно только в больших объемах на крупных заводах. Подавляющее большинство составляют средние и малые предприятия - индивидуальные, партнерства, разнообразные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества.

Крупных собственников сравнительно немного, но именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность страны, на ее место в глобальной экономике. Большие объединения корпорации, особенно транснациональные - это и инвестиции, и новейшие технологии, и инновационная деятельность. И свидетельствует такое положение об однобокости структуры нашей экономики. Но предмет данной статьи - именно крупный российский бизнес и его отношения с государством. Почему эти отношения так важны?

Крупный бизнес для государства - прежде всего основа экономической мощи, а сегодня - еще и половина бюджетных доходов. Поэтому государство заинтересовано в его развитии, хотя в некоторых слоях государственной бюрократии живет неистребимое стремление напрямую подчинить отдельные его секторы.

Общенациональный еженедельный деловой журнал"Эксперт"

Оптимизация взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: Ломоносова, Высшая школа государственного администрирования, Москва, Россия — : Но в настоящее время данный вопрос наиболее остро стоит в силу ряда факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в стране. В современных развитых государствах взаимодействие органов государственной власти и бизнеса обеспечивается путем использования инструментов коммуникации и выстраивания механизмов обратной связи. Роль коммуникационных отношений в системе государственного управления возрастает, а сама коммуникационная составляющая изменяется и постоянно усложняется[5].

Первый российский император Петр I получил от Московского государства Создаются крупные заводы на Урале, в Олонецком крае, Туле, Как указывал экономический историк Н. А. Рожков, в структуре экспорта в эпоху Екатерины .. Развитие экономики Российской империи на всех этапах её развития.

Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии различных форм взаимодействия науки и бизнес-сообщества. Однако их применение в российской практике не приносит ожидаемого результата. Необходимо дальнейшее расширение интеграции с учетом специфики национальной экономики и уровня социально-экономического развития региона, в том числе путем создания предпринимательских университетов, направленных на увеличение региональной инновационной активности.

Данное исследование может быть полезно представителям региональных органов государственной власти, руководителям бизнес-структур и научному сообществу. Срок публикации - от 1 месяца. Передовой международный опыт доказывает, что пик инновационной активности достигается в точке пересечения интересов трех экономических субъектов:

Наталья Васильевна Зубаревич: Регионы и города России: Сценарии 2020

Государство влияет на положение малого предпринимательства по нескольким направлениям. Прежде всего, создавая общие условия для функционирования бизнеса, государство формирует ту благоприятную среду, в которой предстоит развиваться малому бизнесу. Основными формами сотрудничества малого бизнеса и транснациональных корпораций являются аутсорсинг, субподрядные отношения и франчайзинг.

неизменной до тех пор, пока не поменяется структура российской экономики . Роль крупного бизнеса в формировании региональной политики.

В статье малый и средний бизнес рассматриваются как основа развития рыночной экономики. Малый бизнес играет в экономике любой страны большую роль. Он является неотъемлемой частью развития социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая большую часть граждан страны путем открытия ими собственного дела, для обеспечения высокой эффективности производства на основе специализации и кооперации производства.

Это благоприятно сказывается на росте национальной экономики[2]. Малое предпринимательство существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие организаций различных типов и размеров, в том числе мелких. Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческим и ресурсами. Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики.

Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения.

Раздел 1. Формирование системы мненджмента в корпорациях

Государство и бизнес в России: Отношения между государством и бизнесом приобретают конкретные формы как под влиянием различий в траекториях обусловленного развития, так и в результате конкретного выбора политического курса, сделанного наиболее сильными акторами в поворотные моменты истории [2]. Серьезный отпечаток накладывают и национальные особенности экономических систем.

институциональных проблем российской экономики, которые выступают в качестве которыми сталкивается кооперационная бизнес-структура, При формировании кластера руководители крупных компаний полагают, что, .

Актуальные проблемы взаимодействия бизнеса и власти в России Актуальные проблемы взаимодействия бизнеса и власти в России Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес-сообществом. Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: Возрастание значимости и актуальности взаимодействия государственной власти и бизнеса приобретает в периоды радикальных социально-экономических изменений.

Институциональные преобразования относятся к фундаментальным реформам экономической, политической и социальной жизни российского общества, со всей определенностью, акцентируя внимание на необходимости коренного пересмотра природы властных отношений в отечественном обществе, роли и места властных структур в организации конструктивного диалога с субъектами бизнеса.

Однако, в настоящее время, в отечественной экономике практика такого рода институционализированного узаконенного взаимодействия и разрешения, возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления. Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сотрудничества. В современной России сформировалась специфическая модель взаимоотношений власти и бизнеса, определяемая в первую очередь особенностями государственной политики в данной сфере и характером функционирования основных административно-политических институтов страны.

Во многом поведение государства в отношении частных компаний зависит от конкретных политических интересов, а не от потребностей экономического развития. Существенную роль играет обеспечение интересов отдельных групп политической и экономической элиты, для которых используются неформальные механизмы влияния и давления, включая и коррупционные связи бизнеса с административным аппаратом.

Коротко о главном: российская экономика в веке

Наиболее очевидным проявлением масштабной концентрации и централизации капитала является формирование разнообразных форм финансово-промышленных корпоративных структур, которые обладают значительным производственным капиталом и расширяющейся возможностью аккумуляции финансовых ресурсов [1]. Современные финансово-промышленные корпоративные структуры, без сомнения, могут быть отнесены к реальным центрам экономической и финансовой власти в стране и мире. Их вклад в национальные и мировую экономики, становление нового экономического пространства, развитие национальных и мирового финансовых рынков чрезвычайно весом.

Объемы продаж крупнейших финансово-промышленных корпоративных структур превышают объемы ВВП многих стран мира.

Наиболее динамичная часть экономических, политических и трудовых ресурсов помимо финансовых операций на преобразование крупных акционерных компаний. Началось формирование олигополистических структур. на четвертый этап развития малого бизнеса в России. Он начался с г. и.

Сталкивается с существенными административными барьерами, но при этом обладает ресурсом для их преодоления Правовое регулирование и судебная защита В значительной мере находится вне зоны регулирования. Спрос на правовые институты наименьший Спрос на правовые институты высокий, есть потребность в стабильности и предсказуемости условий для цивилизованного развития Регулирование персонифицированное, особенно на региональном уровне.

На уровне регионов нет эффективных инструментов представления интересов малых фирм Находится в наиболее невыгодном положении: Инструменты влияния на власть только формируются Множество неформальных договоренностей с властью. Сильное влияние на региональную власть. Наличие существенных ограничений по повышению эффективности в силу формальных и неформальных социальных обязательств Эффективное взаимодействие малых и крупных предприятий является одним из основных факторов повышения устойчивости экономической системы и ее конкурентоспособности.

К основным формам такого взаимодействия относятся: Для малой фирмы такая форма взаимодействия, основанная на долгосрочных договорных отношениях, позволяет укрепить свои конкурентные позиции на целевом рынке. Причиной активного распространения аутсорсинга в России является усложнение бизнес-процессов компаний, что обусловлено повышением сложности требований рынка.

Крупные промышленные предприятия с целью поддержания конкурентоспособности осуществляют диверсификацию и обновление производства посредством создания венчурных фондов, финансирования и использования научных разработок и высокотехнологичных проектов малого бизнеса; создание региональных форм кооперации крупных предприятий и малых фирм. К ним относятся сетевые производственно-территориальные структуры, эффективность которых обусловлена следующими факторами: Все описанные формы взаимодействия предприятий разного масштаба предусматривают участие государства в качестве регулятора, обеспечивающего создание необходимых институциональных условий для эффективного развития всех взаимодействующих предприятий.

Большое значение для развития взаимодействия имеет государственная поддержка малых и средних предприятий.

Интегрированные корпоративные структуры

Компетенции персонала, внутренняя структура, внешняя структура Ван Бурен . В таблице не приведены точки зрения отечественных авторов, так как они основываются, как правило, на идеях, высказанных зарубежными исследователями, которым удалось приступить к изучению данной категории в более ранние сроки. Как видим, практически все исследователи и специалисты выделяют три составляющих интеллектуального капитала: В настоящее время наиболее глубоко исследована категория человеческого капитала.

В российской экономике это был период становления не только крупных и крупного бизнеса; стратегия развития крупных интегрированных структур, Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность.

Доктор экономических наук, профессор Шохин Александр Николаевич Официальные оппоненты: Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор Орлов И. Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы.

Однако формирование тех или иных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти зависит от предыдущего опыта развития страны, существующей политической культуры и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов. Интерес к проблеме взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти также связан с задачами управления.

Построение эффективной модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти требует формирования соответствующих институциональных основ такого взаимодействия, а также разработки механизмов их реализации на практике. На повестке дня стоит вопрос о необходимости институционализации взаимодействия бизнеса и власти, а также создания эффективных механизмов их взаимодействия.

В России сотрудничество бизнес-структур с органами государственной власти сталкивается с серьезными проблемами, которые проявляются в недостатках правовой базы; несовершенстве форм и методов реализации партнерских отношений; отсутствии конкурентных условий для эффективного сотрудничества; неразвитости инвестиционной и инновационной среды и т.

Одним из институтов взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти выступают бизнес-объединения. Их место и роль в общественно-политической и социально-экономической жизни России постоянно возрастает. В связи с тем, что данный институт динамично развивается, актуально проведение нового1 эмпирического исследования и анализ эффективности взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через бизнес-объединения, а также описание необходимых условий для совершенствования данного механизма.

Исследование зарубежных практик взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти позволяет проанализировать механизмы взаимодействия, эффективные только в условиях определенной политико-правовой и социально-экономической средах. Изучение зарубежных примеров взаимодействия бизнеса и власти позволит понять, возможно ли использование опыта данного взаимодействия в Российской Федерации. Бентли, изучающий политический процесс через призму заинтересованных групп, полагал, что взаимодействие групп общества, оказывающих давление друг на друга и на государство, - определяющий фактор государственной политики.

Налоговый маневр должен внести изменения в нефтегазовый сектор

Узнай, как мусор в"мозгах" мешает тебе больше зарабатывать, и что ты лично можешь сделать, чтобы очиститься от него полностью. Кликни тут чтобы прочитать!